Перейти к содержанию

О любительском рыболовстве вообще и в частностях


Рекомендуемые сообщения

  • Администратор

Первая часть

О любительском рыболовстве вообще и в частностях

Зачем нужны правила рыболовства

Рыболовы-любители обязаны соблюдать установленный порядок – Правила: обращаться к пользователям РПУ за путевкой, знать границы всех участков и, разумеется, дабы выполнить все требования, знать, кому именно принадлежит каждый конкретный участок и где находится хозяин. Невыполнение этих требований влечет наказание за нарушение правил рыболовства. Однако вы не найдете в правилах всей выше перечисленной информации. Получается, что власть, в лице своих органов, наказывает нас за незнание того, что нам же не потрудилась сообщить. Цинично? Конечно! В правилах рыболовства Дальневосточного бассейна мы с удивлением обнаруживаем, что запрет ловить рыбу в период нереста не распространяется на хозяев водоемов. Они могут продать вам бумажку, дающую право ловить рыбу в это время не только на удочку, но и сетями. Каково! А чиновники нам говорят, что правила приняты для сохранения водных биоресурсов.

Не думайте, что это упущение или ошибка составителей правил, которой рачительный и добросовестный хозяин реки не воспользуется – не продаст путевку на период нереста. Это не ошибка. И хозяин водоема все понимает правильно – продает путевки на любое время. В целом действующие правила рыболовства представляют собой декларацию о правах и вольностях хозяина водоема, обязанностях любителей и об отмене норм федеральных законов. А именно:

– отмена понятия «водоем общего пользования»;

– отмена права граждан свободно использовать водоемы общего пользования в целях рыболовства;

– отмена свободы граждан заключать договоры в своих интересах и по своей воле.

Росрыболовство, увлекшись декларированием прав хозяев водоемов и утверждением обязанностей (повинностей) любителей, забыло о предмете своей заботы – о сохранности рыбы и среды ее обитания. Только хозяин водоема волен решать такие вопросы. А ему можно практически все! За одним, может быть, исключением: разрешать использовать при организации любительского рыболовства – вы не поверите! – донные и пелагические тралы!!! Однако желающие рыбы «любители» могут быть спокойны: еще не все потеряно – кошельковый невод и снюрревод (датский невод) среди запрещенных орудий не упоминаются. Только купите путевку... И это не специальное, на потеху читателю, «ядовитое» толкование правил (хотя они того заслуживают). Кто-нибудь может возразить: «Составители не это имели в виду, так получилось по недоразумению и применяться не будет». Отвечу: уже давно применяется! А еще хозяин может дать разрешение на использование совершенно неведомых любителям подъемных сеток, петель, захватов, фитилей и… – это кульминация, апофеоз единения человека с природой – драги. Драга – это подобие огромного ковша экскаватора для сгребания со дна всего подряд. Применяется в промышленном морском рыболовстве для добычи моллюсков.

И еще. Купите путевку – и хозяин разрешит вам по-любительски и спортивно добыть морских млекопитающих от калана до кита.

Вывод: запреты и ограничения, установленные правилами рыболовства, отменяются деньгами. Деньги определяют смысл и содержание правил рыболовства, а их количество – размер улова. Совсем недавно предложение установить нормы вылова было популистски отвергнуто первым вице-премьером страны. В правилах имеет место откровенное дилетантство. Составители не знают о том, что на Дальнем Востоке нет обитателя европейской части страны – кумжи, не видят разницы между карликовыми и жилыми формами лососей, не знают применяемых современной ихтиологией названий рыб, разрешают использовать по-настоящему варварские орудия для лова «на подсек». Весь этот «творческий разгул» первоначально обошелся налогоплательщикам в 12 миллионов рублей. Именно столько получило ВНИРО (главный научный институт рыбного хозяйства страны) за разработку прототипа действующих правил. Они выиграли тендер, объявленный Минсельхозом – тогдашним… рыбным ведомством. Прототип 2007 года отличался от нынешних правил тем, что в них вместо «путевки» была все еще «именная лицензия» – разрешение органа государственной власти.

Функции рыбоохраны

За соблюдением денежных интересов хозяев водоемов зорко следят милиция и рыбоохрана. Они не позволяют гражданам не заплатить хозяину. И наказывают за отсутствие документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг. Формально – в строгом соответствии с правилами рыболовства и законом о рыболовстве! – наказывают за то, что любитель не захотел, например, заполучить в прокат снасти, воспользоваться платным ночлегом или отказался пройти платное обучение забросу блесны. Звучит дико, за гранью здравого смысла. Но это так! Получилось, что власть, которая обязана защищать общественные интересы, напустила на граждан свои карательные органы исключительно в интересах хозяев водоемов. Официально их деятельность называется «контроль за соблюдением законодательства». В реальности – это силовое выколачивание денег из населения. Граждане должны или платить за просто так группе избранных, или платить штрафы, чем достигаются высокие показатели «работы» рыбоохраны. По негласной информации, на 2009 год камчатская рыбоохрана получила план на 9000 протоколов об административных правонарушениях. План был выполнен. В декабре того же года рыбоохрана официально опубликовала общую сумму штрафов. Простое арифметическое действие показывает, что на один протокол приходится штраф в 1000 рублей. Такой штраф за нарушение правил рыболовства может быть наложен только на физическое лицо. Следовательно, «клиентами» рыбоохраны были обычные люди, а не предприниматели или пользователи – хозяева водоемов. И это при катастрофически высоком уровне промышленного и криминального браконьерства, о раскрытии случаев которого сведений нет.

Об уровне авторитета и уважения к этому органу писать нет смысла. Добавим только пару штрихов. В 2010 году уже в начале сезона рыбалки по открытой воде в Усть-Большерецком районе охранники рыбы возбудили множество дел об административных правонарушениях за движение по реке на моторном плавсредстве. Ни одним законом или актом властей это не запрещено. Но оказывается, вина рыбаков заключалась в «ухудшении естественных условий обитания водных биоресурсов». Такой вывод инспектора рыбоохраны сделали самостоятельно, не ссылаясь на какой-нибудь официально опубликованный акт или закон, и не привели в протоколах ни одного конкретного факта такого ухудшения, наступившего в результате действий конкретного человека. Чуть позже там же стартовал лов чавычи по путевкам. Любители купили бумажки, но попасть на участок не могли – охранники посредством протоколов не позволяли «ухудшать естественные условия обитания». Хозяину реки – можно, хотя и ему правилами предписано «не ухудшать». Впрочем, ходить по реке на моторе можно всем, кроме людей с удочкой. Веские причины для того были. По негласной информации Северо-Восточное теруправление получило на тот год план уже на 12000 протоколов.

Такой извращенный критерий качества работы могли придумать только великие шутники. Оценивается не состояние популяций, не наполняемость нерестилищ и не возврат лосося, а количество нарушителей. И чем больше нарушителей – тем лучше работает рыбоохрана. Парадокс! По аналогии – чем больше пожаров, тем лучше работает пожарный надзор. Чем хуже статистика, тем лучше результат работы. И обязательно по нарастающей. План нужно выполнять, а любители на лодках все равно поедут, так как иного способа изловить лосося на реке Большой за день, пока путевка действительна, нет. Если реальных нарушителей среди любителей с путевками нет, то их нужно придумать. Настоящие итоги «работы» хозяев водоемов населению не известны. Нет сведений о количестве проданных бумажек (путевок), о реальных цифрах вылова по видам, о характере более или менее востребованных услуг, об экономических показателях (о суммах вытянутых из карманов граждан денег) и т.п. И спрашивать опять некому.

Итак, граждане должны или платить группе избранных, или платить штрафы. Выбора нет. Нет, не так. Выбор есть – совсем не ходить на рыбалку. Но не думайте, что такой бойкот очень уж сильно огорчит хозяина. Совсем нет! У него есть право самому добывать рыбу. Он имеет право своей бригадой с сетями добыть весь выделенный для «организации любительского рыболовства» объем. Так указано в договоре о предоставлении участка и в самом законе «О рыболовстве». И мы уже наблюдали все это в действительности. А еще у него есть возможность продать любое количество путевок для легализации браконьерских уловов. Ведь изготовление бланков путевок, определение их количества и учет предоставлены самому хозяину. Государство «по-честному» не лезет в дела такого «бизнеса».

Автор: Никитин Игорь Анатольевич

Источник: <noindex>Газета "Рыбак Рыбака"</noindex>

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Администратор

часть II

Глава Росрыболовства Крайний и его помощник Савельев с телеэкранов и в других СМИ преподносят новшества законодательства, как благо. Они весьма убедительно говорят о расположенных в основном вокруг Москвы или в ближайших областях разоренных прудах и озерах (замкнутых водоемах), где хозяева РПУ производят зарыбление и справедливо рассчитывают на взимание платы за свои труды. И с такой постановкой вопроса трудно не согласиться. В этой статье речь совсем не о таких РПУ. Крайний и Савельев неспроста и вполне объяснимо умалчивают о «попутно» приватизированных полноценных морских акваториях, водохранилищах и реках всей страны, где всякое зарыбление не только не имеет смысла, но зачастую и недопустимо, особенно в частном порядке. Например, Волга или реки Камчатки и Кольского на всем их протяжении – кто из пользователей и когда зарыблял эти водоемы? Кто из хозяев РПУ и когда на крупнейших водохранилищах страны занимался или станет заниматься такой благотворительностью в пользу находящихся там же других РПУ, а также промышленного рыболовства и процветающего браконьерства? О каком зарыблении может идти речь на более чем 100-километровом морском РПУ на Тихоокеанском побережье Камчатки?

Чиновники также уверенно ссылаются на опыт развитых стран, где всякая рыбалка не бесплатна, и преподносят дело так, будто отечественные любители по своему скудоумию вообще не желают платить за право поймать рыбу: «на шару» привыкли, менталитет дурной, повальный правовой нигилизм и т.д. То есть мудрым государственникам плохой народ достался! Но опять умалчивают, что плата за ресурсы водоемов общего пользования не только в развитых странах, но, пожалуй, и во всем мире, устанавливается в соответствии с законом, а не с аппетитами хозяина РПУ и направляется в бюджет, а не в карманы выбранных (назначенных) органами Росрыболовства предпринимателей. В какой еще стране, кроме России, чиновники от рыбы решают, кому, как и где оказывать какие-либо услуги? В первых числах марта г-н Крайний в попытках откреститься от откровенных, раскрывающих истинную цель чиновников (вы все будете платить нам!) заявлений в СМИ своего помощника Савельева, взялся самонадеянно толковать эти поправки. Ему, очевидно, невдомек, что его рассуждения не имеют какого-либо значения в процессе применения закона. Толковать законы – это удел законодателя или – в порядке рекомендаций – высших судебных органов. Он в который раз откровенно лгал о том, что средства от продажи путевок пойдут в бюджет, что перечень РПУ составляют власти субъекта. Лгал и о незначительном количестве РПУ, якобы никак не затрагивающих интересов любителей, о бесплатности для граждан «забросить удочку» и самого процесса «вытаскивания рыбы из воды», и о том, что «рыба сама по себе бесплатна». Откреститься не получится, так как глава Росрыболовства давно своей подписью утвердил правила рыболовства, где прямо указано, что «вытаскивание из воды» рыбы без путевки запрещено (именно из правил перекочевало в закон требование о путевках), сами же перечни участков утверждались в подведомственных ему структурах Росрыболовства.

Крайний, «забыв», что в стране отсутствует массовый платежеспособный средний класс, рисовал картины массового «цивилизованного» рыболовства с услугами, базами, гостиницами и миллиардами доходов. То есть говорил обо всем том, что вообще не относится к его компетенции. Не относится к рыболовству как таковому – добыче рыбы, ее переработке, транспортировке и хранению. Каждому, кто взял на себя труд прочитать закон о рыболовстве и правила рыболовства, совершенно ясно, что публичные разглагольствования руководителей Росрыболовства и их клевретов на местах в оправдание заведенного порядка осуществления любительской рыбалки представляют собой лишь красивую вывеску «цивилизованного рыболовства» над входом в офис мошенников. Соответственно, в СМИ и в интернете мы встречаем неубедительные оправдания «правильности» своего «бизнеса» и от немногих, решившихся высказаться хозяев РПУ. Они, мол, берега чистят, за порядком следят и т.п., а мы должны им заплатить за это как за услугу. Позвольте, мы за это уже давно платим – налогами, в том числе и транспортным на плавсредства. А если завтра чиновники нарежут улицы городов на «денежнопромысловые участки» и приватизируют их посредством конкурсов, мы что же – для рекреационной вечерней прогулки тоже должны будем под страхом административного наказания купить путевку за оплату таких «услуг», как уборка окурков с тротуара и городовой на перекрестке?

Любой хозяин РПУ, заглянувший хотя бы в Гражданский кодекс, не может не понимать, что конкурсы, в которых он участвовал, изначально не соответствовали законодательству страны. Но они приняли «правила игры», созданные не по законам, а по понятиям, а потому должны понимать и то, что все их договоры на право владения водоемами общего пользования действуют лишь до поры и в свое время обязательно будут признаны ничтожными (недействительными). Правда, произойдет это только тогда, когда от управления рыбным хозяйством страны будут устранены патологически падкие на деньги дилетанты и в России помимо судов появится ПРАВОсудие. Мы должны понимать, что приведенная выше однозначность понятий «общество» и «государство» не соответствует нашей нынешней действительности. Общество – это мы. Государство – это бюрократический аппарат чиновников различных ветвей власти. Аппарат, не считающийся с нами не только при принятии значимых для самого широкого круга граждан решений, но и пренебрегающий нами во всем. Отказывающий нам в самой способности мыслить, логически рассуждать и даже производить простые арифметические действия. Например, сколько опытного и подготовленного персонала по всей стране понадобится для оказания реальных услуг пусть не для 25 млн, а только для 10 млн любителей? Или: сколько будет в личных закромах у организаторов существующего порядка, если с каждого из любителей страны заполучить хотя бы по 100 рублей в год? А если каждый месяц или неделю? Но дело по большому счету даже не в очередном длинном списке нарушений прав граждан страны. Дело в том, что созданный усилиями чиновников неразрешимый конфликт интересов хозяев РПУ и любителей отрицательно сказывается на наших водоемах и их обитателях. Существующий порядок заведомо настроен на истощение и уничтожение водных биоресурсов. Человеку свойственно заботиться и рачительно относиться к тому, что считает своим, к своему достоянию. Законодатели и правительство страны нам дали ясно понять: ресурсы принадлежат не обществу, а получившим неслыханные для предпринимательства привилегии «организаторам любительского рыболовства», которые были назначены чиновниками и им же подконтрольны. Цель таких предпринимателей проста и понятна – извлечение быстрой прибыли любой ценой, на любых, предложенных чиновниками условиях, то есть с выплатой коррупционной ренты. В противном случае РПУ можно потерять.

Все, о чем говорилось в этой большой статье, растянувшейся аж на шесть выпусков газеты, – лишь малая часть того, что устроило рыбное ведомство страны под руководством Крайнего в сфере рыболовства (промышленного, прибрежного, научного, коренных народов). Написана статья для того, чтобы читатели могли ясно понимать происхождение «законного» порядка управления их любимым увлечением. Незнание и непонимание разобщают нас и делают из рыболовов легкоуправляемое стадо в 10– 25 млн голов. Рыболовы-любители никогда не видели нынешние правила рыболовства и всю сопутствующую массу документов с необходимыми комментариями в опубликованном виде, в одной книге на прилавках магазинов. Такой книги просто не существует в природе. Теперь вы знаете почему.

Автор: Игорь Никитин, Петропавловск-Камчатский

Источник: <noindex>Газета "Рыбак Рыбака"</noindex>

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Яндекс.Метрика
×
×
  • Создать...