Перейти к содержанию

Часть 2-я. Последний причал "Кашалота"


Лоботряс

Рекомендуемые сообщения

  • Постояльцы

Доброго времени суток, друзья. Готова Часть 2-я.

 

Последний причал «Кашалота»

 

Буксир "Кашалот" пришел в состав АКОфлота* на Камчатку, в марте 1945 г. Он был спущен на воду в конце 1944 г. в США в порту Портленд.

 

image.png.79cdb9e07c690f083bc232913649359a.png

 

На фото однотипное с "Кашалотом" судно-буксир постройки США. Портленд.

 

В Петропавловск его, в счёт поставок по ленд-лизу, в марте 1945 г. перегнал капитан Карл Карлович Берг, происходивший из финских переселенцев, которые в 1868-1869 гг. на шхуне "Император Александр II" прибыли из порта Або (западный берег Финляндии) на Дальний Восток, в Находку.

*Акционерное Камчатское общество (АКО) организовано 27 июля 1927 года с целью развития экономической жизни и рационального использования естественных богатств Камчатского округа и, кроме того, Охотского и Ольского районов Дальневосточного края, а также принадлежащих СССР островов, находящихся в Охотском и Беринговом морях, и острове Врангеля в Ледовитом океане.

 

В феврале 1945 г. заместитель начальника АКО П. М. Макштас распорядился: "

1. Приобретенный в США буксирный деревянный катер “Кашалот” с 12 ноября 1944 года, дня поднятия на нем флага СССР, считать в составе судов морского транспортного флота АКО с отнесением к категории судов восьмой группы морских буксиров и числить в системе судов АКОфлота.

2. Приемку б/к “Кашалот” комиссией, назначенной приказами по АКО № 516 от 9.12 и № 585 от 25.12.1944 г., начатую 12 января с. г., со дня прибытия судна в Петропавловский порт, считать законченной 27 января 1945 г. Материалы приемки утвердить.

3. При ледовых условиях работу б/к не производить, установив его нахождение в Петропавловском порту, и на период зимней навигации законсервировать, оставив на судне экипаж 11 чел.". 

image.png.aaf08ea12c539720c77ae998b39c4241.png

Силовой агрегат морского парового буксира постройки США.

Судно имело очень прочный деревянный корпус, машину мощностью 1 000 л. с., водотрубный паровой котел системы "Бабкок-Вилькокс»,* работавший на угле.

*Котлы фирмы "Бабкок-Вилькокс" (Babcok & Wilcox) отличались отменным качеством и надёжностью. Так, один из котлов этого производителя, изготовленный 1895 г. В Глазго (Шотландия), прослужил до 2012г. на котельной №40 ул.Пролетарская,78 (бывшей прядильно-ткацкой фабрики Коншина). Прежде чем оказаться в России, эта водотрубная паровая машина начала отдавать свой КПД в трюме одного из боевых английских кораблей. Применение паровому котлу со списанного флагмана нашлось на суше в отопительной городской системе – в котельной. Затем «путешественник» оказался на юге Московской области в дореволюционном Серпухове. Свой второй век котёл разменял и доживал в котельной №40 на ул.Пролетарской.

 Больше напоминающий одну из ступеней баллистической ракеты, сегодня он покоится на постаменте около офиса «Теплосети» города Серпухов в Подмосковье.

image.png.be23993ba88a1e4dd16d6ec1c7176a8d.png

Водотрубный паровой котел фирмы "Бабкок-Вилькокс" (Babcok & Wilcox) построенный в 1895г. на постаменте в г.Серпухов.

 

Что поражало на этом судне, полученном из новостроя, так это судовое снабжение: имелся тройной комплект белья, шерстяных одеял, запас спецодежды, большой запас краски, столярных и плотницких инструментов, посуды и камбузного имущества. Покрашенный шаровой краской буксир смотрелся внушительно. Но поскольку война уже приближалась к концу, на него не установили никакого вооружения.

Получение такого буксира было, как нельзя, кстати. Имевшийся ранее в АКОфлоте буксир "Кит" трагически погиб со всем экипажем в октябре 1938 г. при невыясненных обстоятельствах. Так что нужда в хорошем и мощном буксире была основательная, подошедший "Кашалот" решал многие проблемы. Поэтому в начале лета 1945 г. «Кашалот» ходил в Усть-Камчатск. Там он брал плоты-сигары, катера и кунгасы, собранные на Ключевском лесокомбинате. Кроме этого, буксир всегда вёл за собой две баржи. На ботдеке перевозил пассажиров. Конечно, сейчас в таких условиях перевозить людей никто бы не разрешил. Но тогда на это не обращали внимания.

Теперь судном командовал капитан, штурман дальнего плавания Григорий Трофимович Ленский. В июле старшим помощником на буксир пришел известный на Камчатке моряк и рыбак Илья Григорьевич Евстафиади. Он два года воевал, вернулся после ранения.
 

В конце июля 1945 г. «Кашалот» по приказу начальника АКО отправился в экспериментальный рейс: «Для доставки такелажа для морской сплотки в порт Маго, доставки рыбопродукции… направить в рейс в г. Комсомольск-на-Амуре буксир “Кашалот” с двумя баржами (по 200 т).

На обратном пути из-за поломки судно было взято на буксир лесовозом «Коккинаки» и доставлено в порт Петропавловск.

Последующие годы, буксир достойно трудился, доставляя грузы на побережье Камчатки.

18 августа 1952 года, "Кашалот", возвращаясь с западного побережья Камчатки с баржей на буксире, попал в жестокий шторм, в результате которого потерял свой деревянный руль. До порта его довёл морской буксир "Геркулес".

image.png.5c42450d8a5dd987b7e4493ee011e84c.png

Буксир «Кашалот». Последний причал. 1973г.

 

 

image.png.8a3c8e50e59c19572109aa750d901f3f.png

Грузовой причал ФОЛ УТРФ в бухте Большая Океанская. 1973г.

На заднем плане корпус буксира «Кашалот».

Простояв в отстое в ожидании докового ремонта 9 лет, в 1961 году "Кашалот" был списан и отведен на береговую базу УТРФ "Океанскую", где долгое время служил естественным причалом.

image.png.fa46c261a1adc003e2b5f60a7a951277.png

Корпус буксира «Кашалот». 90-е годы ХХ века.

К настоящему времени от буксира на поверхности остался один штевень, одиноко торчащий метрах в пятидесяти от берега.

image.png.363fbb18d04d7b5bc5582526e8f0222c.png

Штевень буксира «Кашалот». Июль 2023г.

 

 

Сергей Гришин. Декабрь 2023г.

 

Журнал "Морской флот" 1957 г. № 7.

Т.М. Кривоногов. «Призрак «Кашалота».

В.В. Бооль. «Знать своё Отечество во всех его пределах….».

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Яндекс.Метрика
×
×
  • Создать...